А.Б.ТРОСТЯНСКИЙ, "ЖИЗНЬ БЕЗ МОСТА"
(статья профессора Московской Консерватории А.Б.Тростянского об игре без мостика)
Не знаю до сих пор, что стало причиной того, что я решил снять мост. Одним из существенных поводов можно назвать иное ощущение звучания инструмента, оно оказалось более полным, свободным, открытым.
Общеизвестно, что в прежние времена все играли без моста - он попросту не был изобретён. Эта манера сохранялась вплоть до Хейфеца, Менухина, Стерна, Франческатти, Мильштейна, Когана, Ойстраха (хотя Давид Фёдорович, говорят, пользовался подушкой). Судя по имеющимся видеозаписям игры великих, большинство из них, тем не менее, поддерживали инструмент плечом. Это, можно предположить, некое компромиссное решение, ставшее для них естественным - ведь они играли так с самых ранних лет. В наши дни можно наблюдать замечательных скрипачей как из разряда тех, что также с детства не использовал мостик (Гитлис, Муттер), так и тех, кто, уже достигнув очень больших высот мастерства, тем не менее пошли на то, что отказались от моста (Репин). Видимо, что-то в этой идее есть.
Начав искать методические замечания по этому вопросу, я обнаружил, что таковые практически отсутствуют! Несколько фраз из "Моей школы игры на скрипке" Ауэра, "Искусства скрипичной игры" Флеша - никто хоть сколько-нибудь подробно не останавливается на проблемах, с которыми сталкивается музыкант, решивший научиться играть без использования мостика.
Нижеизложенное призвано помочь тем, кто, как и я, ищет новых ощущений, звучания, красок, поскольку отбросить "костылик", как в шутку порой называют скрипичный мост музыканты, оказалось ой как не просто!.. Ведь существенно меняется постановка левой руки и все связанные с её деятельностью элементы игры: переходы, позиционные ощущения, вибрато...
Одним из краеугольных камней при игре без моста или подушки является решение о положении большого пальца (далее - БП): ведь теперь практически вся ответственность за удержание инструмента в буквальном смысле ложится на него.
Рассмотрим 2 варианта:
1. закруглённый БП, шейка скрипки опирается в месте сгиба БП (и, практически всё время, на основание указательного пальца) и
2. прямой БП, находящийся постоянно под грифом и поддерживающий скрипку.
Более прогрессивным считается 1-е положение, ему меня в детстве и учили. Попробовать 2-е меня заставило неудобство при переходе из первых 4-х позиций в более высокие. Часто БП "запирал" руку, не позволял ей скользнуть выше. Фактически, для выхода в верхние позиции необходимо вытолкнуть гриф из "рогульки", образованной большим и указательным пальцами. Особенно проблематично выходило при игре двойных нот.
Держание БП под грифом обладает несколькими достоинствами:
- единое его (БП) положение, не надо менять ничего при переходе в высокие позиции
- упрощение взаимодействия с остальными пальцами (векторы усилия направлены точно один против другого)
- радиус действия расширенной позиции увеличивается по сравнению с держанием БП сбоку
- вибрато с некоторой точки зрения облегчается, амплитуда его увеличивается
Такое положение достаточно естественно, мы часто используем его в обычной жизни. Но более глубокое положение БП также имеет свои плюсы: более гармоничное состояние руки, ведь сухожилия выгнутого большого пальца всега слегка напряжены, да и стабильность в ощущении квартовой позиции в этом случае выше. При переходе в более высокие позиции большой палец скользящим движением как бы заводится под гриф в направлении головки скрипки. Думаю, в большой степени тот или иной выбор зависит от размера руки, длины пальцев - людям с короткими пальцами более удобно будет положение большого под грифом, а с длинными приходится сужать кисть, как бы собирая её в щепоть.
В целом, при игре без моста особую актуальность приобретает момент минимизации давления на струну со стороны игровых пальцев. Очень просто поддаться на провокацию и вцепиться в гриф, что сделает перемещения между позициями затруднённым, лишённым точности и лёгкости. Вообще, гораздо чаще можно встретить чрезмерное усилие со стороны пальцев левой руки, чем недостаточное нажатие на струну. Рекомендую представить, что прикоснувшись к нужному тону, палец практически перестаёт прижимать его. Также в качестве упражнения можно упереться головкой скрипки в стену и почувствовав свободу скольжения по грифу, попытаться сохранить её затем и без упора. Сама по себе скрипка очень лёгкая, давление наших собственных пальцев - вот что отягощает переходы.
Получается такой дуализм: в зависимости от того, пойдём ли мы вверх по позициям или останемся в первых трёх-четырёх, зависит положение большого пальца - в первом случае он скользнёт под гриф, во втором останется в закруглённом положении. Прямо корпускулярно-волновая теория в действии.
Как побочный эффект возникает необходимость тщательной проработки всех перемещений руки по грифу, предвидение предстоящих позиций: не подготовишь положение большого пальца - застрянешь внизу. То, что можно было раньше пустить на самотёк, теперь может обернуться проблемой, особенно в состоянии сценического стресса. Как, по легенде, высказывался замечательный итальянский скрипач-виртуоз Руджеро Риччи (тоже, кстати, не пользовавшийся мостиком): "С мостом левая рука становится безответственной!"
Очевидно, но не будет лишним напомнить, что не следует сжимать скрипку челюстью. Подбородник лишь слегка помогает ей не выскользнуть при движении руки вниз по позициям. Любопытным образом можно ощутить некую стабильность, если смычок хорошо прилегает к струне. Вес смычка как бы передаётся на большой палец левой руки.
Менее статичное положение скрипки является благодатным полем для культивирования небольших (слабых) взаимодействий, движений между руками для детализации и усиления выразительности штрихов и агогики в целом. Такое, можно сказать, плавающее состояние помогает избавиться от статического напряжения, порой возникающего даже при хорошей постановке.
Сразу скажу - не ждите мгновенного облегчения. Путь это трудный, и каждый должен пройти его сам, один, и данные тезисы - только небольшое подспорье ищущим новых горизонтов в деле овладения грифом. Поскольку конституция у всех разная, то и приспосабливаться придётся каждому по-своему. Не у всех хватит терпения. Но, даже если после месяца-двух-трёх вы вернётесь к игре с мостом, этот опыт только обогатит вас, заставит услышать-почувствовать нечто новое, и в физическом, и в акустическом плане. А ведь наша игра прежде всего зависит от того, как мы слышим.